Является ли использование экранов для успокоения ребенка хорошей идеей?

12.10.23


Родителям может показаться хорошей идеей предложить ребенку просмотр мультфильма, чтобы успокоить его, когда он перевозбужден. Опасность такой стратегии заключается в том, что ребенок получает чрезмерную стимуляцию от контента (спецэффекты, слишком громкий звук, быстрая смена картинок и т.д.).



Более того, если слишком часто использовать экран для успокоения, дети не научатся контролировать себя и регулировать свое настроение. Им всегда будет нужен экран, чтобы управлять своим поведением и эмоциями. Дети должны научиться находить способы успокоиться, а не полагаться на экран. Поэтому лучше не создавать такую привычку.

Может ли малыш стать зависимым от экрана?


В раннем возрасте реальная зависимость от экранов или видеоигр встречается крайне редко. Однако многие дети младшего возраста проводят много времени перед электронными устройствами, что не позволяет им сформировать здоровые отношения с экранами в раннем возрасте и повышает риск того, что в дальнейшем они также будут чрезмерно использовать экраны.

Определенные формы поведения могут указывать на проблемы с экранами. Например, если ребенок:

  • закатывает истерики, когда его просят выключить электронные устройства
  • лжет об использовании экранов или использует их тайно
  • использует экраны, чтобы успокоиться или почувствовать себя лучше
  • предпочитает экран друзьям и не проявляет интереса к другим видам деятельности.

Для предотвращения зависимости в будущем рекомендуется установить четкие правила, ограничивающие использование экранов, и применять их с самого раннего возраста ребенка.

Польза от использования экранов


Конечно, экраны - это не все плохо. Они доставляют удовольствие и могут помочь ребенку закрепить определенные навыки. Однако экраны не должны заменять общение со взрослыми и другими детьми или традиционные игрушки (например, деревянные блоки, пазлы, куклы, игрушечные машинки).

  • Некоторые эксперты считают, что определенные приложения могут быть лучшим инструментом обучения, чем телевизионные программы или видеофильмы, благодаря своей интерактивности. Действительно, дети получают больше стимула от таких приложений, поскольку могут выполнять определенные действия, например, выбирать, указывать, нажимать, рисовать и фотографировать. Интерактивные приложения для обучения чтению также помогают детям распознавать звуки и узнавать новые слова. Таким образом, качественные приложения позволяют разнообразить источники стимуляции детей.

  • Качественный телевизионный контент также способствует развитию речи у детей в возрасте от двух лет и старше.

  • Даже видеоигры могут приносить образовательную пользу, если они правильно подобраны и адаптированы к возрасту ребенка. Например, они могут способствовать развитию логики, зрительно-пространственных навыков и умения решать задачи.

Как мы можем стимулировать обучение детей при помощи планшета?


Дети учатся лучше, если во время работы с экраном рядом с ними находится взрослый. Поэтому полезно находиться рядом с ребенком, когда он играет на планшете или смотрит телепередачи или видео. Комментируя их усилия по прохождению уровня или обсуждая с ними происходящее на экране, вы обогащаете их опыт.

Несмотря на возможные образовательные преимущества экранов, вы должны понимать, что ребенку пока трудно использовать полученные через экран знания в повседневной жизни. Поэтому для развития малышей и детей дошкольного возраста предпочтительнее поддерживать их при использовании экранов и отдавать предпочтение тем видам деятельности, где они могут прикасаться к предметам, манипулировать ими и взаимодействовать с другими людьми.

Чтобы пользоваться преимуществами экранов и в то же время защитить детей от негативных последствий, семьям необходимо установить ограничения и рамки использования экранов.

Книги на планшетах
Когда ребенок подрастет, можно иногда почитать ему цифровую книгу. Но это не должно заменять печатную книгу, которую ребенок может взять в руки и открыть для себя всеми органами чувств.

Подведем итоги

  1. Важно контролировать использование ребенком экранов, ограничивая время их использования и выбирая соответствующий возрасту контент.
  2. Для правильного развития детям необходимо заниматься различными видами деятельности и общаться с другими людьми. Поэтому экраны не должны занимать слишком много места в их жизни.
  3. Экраны могут приносить пользу в обучении, но лучше всего ребенок учится, когда рядом с ним находится взрослый.

Анна Гордеева

идейный вдохновитель проекта, преподаватель французского языка

KidSeed ТВ