По данным европейских и канадских исследований, дети в возрасте 2 лет проводят перед экраном в среднем 2,4 часа в день, а к 3 годам этот показатель возрастает до 3,6 часа в день. К 5 годам этот показатель составляет в среднем 1,6 часа в день.
А теперь давайте посмотрим на рекомендации врачей для детей в возрасте 5 лет и младше
Малыши в возрасте до 2 лет не должны подвергаться воздействию телевизора или любого другого экрана.
От 2 до 5 лет Дети этого возраста не должны проводить перед экранами более 1 часа в день.
Детей старше 5 лет Для детей этого возраста максимальное время работы с экраном - 2 часа в день.
Для правильного развития малышам необходимо общение с другими людьми и разнообразные занятия (например, пазлы, лепка, поделки, кувыркание, бросание мяча, рассматривание книг). Более того, взаимодействие ребенка с окружающей средой и окружающими его людьми является для него лучшим источником интеллектуального и физического развития. Но чем больше времени в течение дня ребенок проводит перед экраном, тем меньше у него остается времени на игры и общение с другими людьми. Поэтому экраны не должны занимать слишком много места в жизни детей.
Аналогичным образом, интенсивное использование экранов часто сокращает время, отводимое на физическую активность и свободные игры. В ряде исследований была установлена связь между малоподвижным образом жизни, вызванным использованием экранов, и избыточным весом детей. Более того, отсутствие физической активности и малоподвижный образ жизни могут также препятствовать развитию двигательных навыков, которые жизненно важны для общего развития ребенка (например, ходьба, бег, метание, прыжки, ползание и т.д.).
У детей очень высокий уровень воздействия экранов в раннем возрасте связан с
более слабыми двигательными навыками при поступлении в школу, поскольку они недостаточно бегали, прыгали, бросали, рисовали или резали;
плохими социальными навыками из-за недостатка общения;
более низкие когнитивные способности, особенно в отношении кратковременной памяти, развития языка и обучения чтению и математике;
плохой контроль над эмоциями и поведением (агрессия, трудности с успокоением в одиночестве и пассивность);
проблемы с вниманием;
проблемы со сном;
низкая самооценка
проблемы со здоровьем (избыточный вес, ожирение, утомляемость, головные боли, близорукость, нарушение осанки, неправильное питание, гипертония, диабет 2-го типа, длительные проблемы с сердечно-сосудистой системой и т.д.).
Нужны ли игры на компьютере или планшете для развития?
Некоторые родители считают, что нужно разрешать своим малышам играть на компьютере или планшете, чтобы они не отставали от других в школе. Однако это совсем не так. На самом деле использование цифровых технологий в раннем возрасте не улучшает развитие ребенка и не дает ему преимуществ в школе в дальнейшем. Дети очень быстро осваивают технологии. Например, чтобы подготовить малыша к школе, лучше читать и обсуждать с ним книги, а не учить пользоваться планшетом.
Рекомендации по физической активности Согласно европейским рекомендациям по 24-часовому движению :
Малыши до 1 года должны быть физически активны несколько раз в день разными способами. Если они еще не двигаются, их следует выкладывать на живот, когда они бодрствуют, не менее чем на 30 минут в течение дня.
В возрасте от 1 года до 2 лет малыши должны быть активны, в том числе в активной игровой форме, не менее 180 минут в день.
Дети в возрасте 3 и 4 лет должны быть активны не менее 180 минут, причем не менее 60 минут - в активной игровой форме.
После 5 лет дети должны заниматься физической активностью умеренной и высокой интенсивности не менее 60 минут в день и несколько часов различными видами физической активности низкой интенсивности. Кроме того, не менее трех раз в неделю они должны заниматься физическими упражнениями высокой интенсивности и упражнениями, укрепляющими мышцы и кости.
Подведем итоги
Важно контролировать использование ребенком экранов, ограничивая время их использования и выбирая соответствующий возрасту контент.
Для правильного развития детям необходимо заниматься различными видами деятельности и общаться с другими людьми. Поэтому экраны не должны занимать слишком много места в их жизни.
Экраны могут приносить пользу в обучении, но лучше всего ребенок учится, когда рядом с ним находится взрослый.