Вполне нормально, что дети испытывают грусть или злость при мысли о том, что им придется выбросить некоторые из своих многочисленных поделок или отдать игрушки, с которыми они больше не играют или которые сломались.
Почему может быть трудно избавиться от некоторых игрушек или поделок?
Даже если ваш ребенок больше не играет со своими старыми игрушками, они все равно могут вызывать у него приятные воспоминания и эмоции. Например, ваш ребенок может быть привязан к собачке, которую ему подарила бабушка, когда он был маленьким, даже если он больше не играет с ней. Сохранение некоторых знакомых предметов успокаивает ребенка.
Ваш ребенок также может быть привязан к рисункам или поделкам, потому что они напоминают ему о приятном времяпрепровождении или о том, что он гордится своей работой. Когда вы хотите их выбросить, ваш ребенок может почувствовать, что то, что он делает, не имеет для вас значения.
Отдавать или выбрасывать игрушки или поделки тайком не рекомендуется. Вместо этого привлекайте ребенка к выбору предметов, которые можно оставить, отдать или выбросить. Так он поймет, что его выбор имеет значение в ваших глазах и что он может контролировать то, что с ним происходит. Он также понимает, что не обязательно отказываться от того, что ему нравится.
Когда дети отказываются отдавать свои «детские» игрушки
Некоторые дети могут отказываться отдавать игрушки, которые им уже не по возрасту, потому что им трудно взрослеть. По разным причинам они хотели бы оставаться маленькими. Сохранение предметов, которыми они пользовались, когда были младше, может поддержать их на этом этапе. Если это продолжается и сопровождается другими проявлениями незрелого поведения, может потребоваться вмешательство или консультация специалиста (например, психолога-педагога, психолога или социального работника).
Как помочь ребенку избавиться от некоторых предметов
Объясните ребенку, что иногда необходимо избавляться от некоторых вещей. Пусть он знает, что в спальне или в доме не хватает места, чтобы хранить все подряд. Вы также можете сказать ему, что другие дети будут рады получить игрушки, которыми они больше не пользуются.
Прежде чем выбрасывать или отдавать игрушки, спросите мнение ребенка. Научите его хранить только те игрушки, которые важны для него.
Задавайте ребенку вопросы, чтобы узнать, что он делает с теми или иными игрушками и часто ли играет с ними. Так вы поймете, почему он хочет их сохранить, и сортировка игрушек станет проще. Кроме того, это позволит избежать соперничества между братом и сестрой, когда вы захотите отдать младшему ребенку игрушки, в которые старший уже не играет.
Перед сортировкой отложите неиспользуемые игрушки в сторону на несколько месяцев, чтобы посмотреть, не попросит ли их ваш ребенок. Например, ему могут понадобиться маленькие машинки без колес, которые вы отложили для «ремонта» в гараже, который он построил из блоков. Это также хорошая возможность узнать, важны ли для него игрушки.
Попросите ребенка выбрать несколько рисунков или поделок, которые он хотел бы сохранить. Вы можете быть удивлены их выбором. Пестрый рисунок с дырками от слишком мокрой кисти или незаконченная поделка могут оказаться одними из лучших его художественных впечатлений. Для вашего ребенка не всегда важен результат. Возможно, ему важно удовольствие, которое он получил от создания рисунка или поделки.
Фотографируйте рисунки и поделки вашего ребенка, прежде чем выбрасывать их. Таким образом, ребенок сможет посмотреть на них, когда захочет.
Покажите ребенку, что вы понимаете его чувства (грусть, гнев и т. д.). Например, расскажите о том, когда вам в последний раз пришлось избавиться от некоторых вещей, и расскажите, что вы при этом чувствовали.
Организуйте гаражную распродажу, чтобы продать игрушки, которые больше не используются. Ваш ребенок может оставить вырученные деньги на что-то интересное для него. Все члены семьи также могут подать пример, избавившись от ненужных им вещей.
Убираем вещи
Закончив сортировку, покажите ребенку, как убирать вещи, которые он хранит. Например:
Решите с ним, где он может хранить свои игрушки, рисунки и поделки (например, в ящике для игрушек, в библиотеке, в шкафу или в контейнерах под кроватью). Покажите ему, как наводить порядок: маленькие машинки - в чемодане, фигурки - в коробке, поделки и рисунки - в корзине или большом конверте и так далее. Объясните, что каждый раз, когда больше не остается места, чтобы убрать все вещи, им придется заново их сортировать.
Подведем итоги
Ребенок может не хотеть избавляться от некоторых предметов, потому что они хранят для него особые воспоминания и вызывают приятные эмоции.
Вы можете помочь ребенку решить, от каких вещей стоит избавиться.
Когда вы привлекаете ребенка к выбору того, какие предметы оставить, отдать или выбросить, он узнает, что его выбор имеет ценность в ваших глазах и что он имеет определенный контроль.