Быть креативным — значит уметь смотреть на вещи свежим взглядом и учиться смотреть на жизнь с разных сторон. Творческий ребенок обладает уверенностью в себе, проявляя при этом гибкость, изобретательность, любознательность и открытость.
Все ли дети творческие?
Все дети творческие, но они находятся на разных уровнях. Например, ребенок проявляет творческий подход, когда находит новые способы использования игрушки или заставляет свою собаку говорить. Он также креативен, когда у него есть идеи по украшению своей комнаты или он готовит сюрприз для члена своей семьи. При этом творчество – это то, что можно развивать, как в повседневной деятельности, так и в игровой и культурно-художественной деятельности ребенка. Например, когда он играет, ребенок развивает свои творческие способности в контакте с другими людьми, с которыми он делает открытия, придумывает истории или использует свое воображение, чтобы лучше понять мир, в котором он живет.
Вот некоторые виды деятельности, которые позволяют детям ежедневно проявлять свои творческие способности:
- игры по сборке или конструированию (например, игры с кубиками, строительство домиков, пазлы), из которых ребенок может придумывать истории;
- анимация персонажей (например, кукла, марионетка, фигурки разных персонажей), которых ребенок может просто озвучить или с которыми он придумывает диалоги;
- художественная деятельность, такая как: изобразительное искусство (например, рисование, вырезание, лепка), музыка (например, песня, детские стихи, импровизация на музыкальных инструментах), танец и драматическое искусство;
- совместная деятельность (например, командная игра в художественной, культурной или физической деятельности).
Преимущества творчества
Творчество способствует развитию ребенка во многих отношениях.
Например, творчество:
- влияет на самооценку, когда ребенок занимается артистической или культурной деятельностью;
- облегчает выражение эмоций и идей для всех детей, даже самых застенчивых. Таким образом, это способствует открытости по отношению к другим;
- учит ребенка воспринимать вещи с новых сторон;
- поощряет поиск оригинальных идей или решений, когда ребенок должен найти решение проблемы или преодолеть препятствие;
- способствует развитию концентрации, уверенности в себе и самостоятельности;
- поощряет дух инициативы, критическое мышление, умение делать выбор и принимать его, межличностные навыки и уважение, открытость к искусству.
Как стимулировать творчество вашего ребенка?
Как родитель, вы можете каждый день по-разному стимулировать творчество своего ребенка. Вот некоторые примеры :
- Интересуйтесь вкусами и играми вашего ребенка. Если вы внимательно выслушаете его, вы получите доступ к его представлению о мире, его воображению и тому, что делает его уникальным.
- Попросите рассказать вашего ребенка о своих впечатлениях о том, что он видел, слышал или испытал во время какого-либо занятия (например, в парке, во время занятия в саду или школе, дома у друга, во время игры в футбол). А после вы также можете поделиться с ним своим восприятием.
- Поощряйте ваших детей пробовать что-то новое: пробовать блюда, которых они не знают, знакомиться с новыми людьми или занятиями, открывать новые места и т. д.
- Поощряйте ваших детей быть более смелыми и любопытными к новым вещам (например, научиться готовить простой рецепт, ориентироваться на улицах района, заботиться о животных, открывать для себя важные здания рядом и их историю).
- Чтобы развивать свои творческие способности, ваш ребенок должен иметь возможность экспериментировать в своих играх и в своей повседневной деятельности. Поэтому будьте открытыми и гибкими родителями.
- Запланируйте время в течение дня, когда ваш ребенок может свободно играть, выполняя действия, стимулирующие его воображение.
- Дайте ему время для собственных открытий в ходе творческой деятельности, не пытаясь его контролировать или судить о результатах.
- Пусть ребёнок сам выбирает свои кружки. Однако попросите его проявить настойчивость и закончить начатое: например, урок плавания, карате или танцев. Если ваш ребенок вдруг потерял интерес к своей деятельности, обсудите, что изменилось, и, если возможно, поощряйте его продолжать.
- Предоставьте ему материалы, которые помогут выразить себя (например, карандаши, цветную бумагу, музыкальные инструменты). Сохраняйте пустые контейнеры, коробки или старую одежду: их можно использовать для костюмов или поделок. Поощряйте ребенка осуществлять одну из его идей и помогайте ему, если это необходимо.
- Научите его замечать звуки, цвета и формы во время вашей повседневной деятельности (например, пение птиц, шум двигателя, цвет еды на его тарелке, форму облаков или теней, отбрасываемых на землю). Затем спросите его, может ли он связать эти звуки, цвета или формы с другими вещами (например, синий как…, прямоугольный как…, зигзагообразный как…). Это поможет вашему ребенку установить связь между различными элементами, а также познакомит его с новыми словами и новыми идеями.
- Сопровождайте ребенка на культурные мероприятия: фестивали, представления в парке, театры, выставки и т.д. После этого обсудите с ним мероприятие, чтобы узнать, что его тронуло, и что он помнит. Помогите ему вспомнить определенные моменты представления, например, визуальное произведение или взаимодействие между цирковыми персонажами.
- Читайте и рассказывайте сказки своему ребенку. Попросите его придумать другую концовку или, например, ввести новых персонажей. Предложите ему преобразовать диалоги персонажей, подражая их голосам. Поговорите с ребенком, приняв образ персонажа из рассказа. Предложите ему принять позы и мимику одного из персонажей, предмета или даже элемента природы, присутствующих в рассказе.
- Вовлекайте ребенка в повседневную жизнь семьи (например, в приготовление еды, раскладывание настольной игры, уборку).
- Ограничьте время, которое он проводит перед экранами. Поощряйте его, например, выходить на улицу, чтобы поиграть с друзьями или заняться творчеством.
Свободная или контролируемая деятельность?
Чтобы пользоваться всеми преимуществами творчества, нужно найти баланс между неограниченной свободой самовыражения и определенной структурой. Такой способ видения творчества позволяет детям выражать свои эмоции, быть оригинальными и свободно творить. Детям нужно пространство без осуждения, чтобы лучше выразить себя.
Однако инструкций не всегда следует избегать, так как они обеспечивают основу для деятельности и для ребенка. Например, ввод ограничений, таких как рисование без красного цвета, использование слов, начинающихся с буквы А, пение как можно тише, представляют собой барьеры, которые могут дать толчок творчеству вашего ребенка, заставляя его находить разные пути для достижения своей цели. Определенная дисциплина также побуждает ребенка проявлять настойчивость и добиваться успеха в начинаниях.
Важно помнить
- Все дети творческие, на разном уровне.
- Творчество способствует гармоничному развитию ребенка, уверенности в себе и его открытости другим.
- Даже если творчество может ежедневно развиваться в играх вашего ребенка, вы также можете стимулировать его различными способами (наблюдение, участие, обсуждение и т. д.).