По мере того, как ребенок растет, его способы игры меняются. От одиночной игры ребенок переходит к параллельной игре, затем к групповой. Знание этапов развития игры поможет вам лучше понимать вашего малыша.
Одиночная игра
До 1 года малыш смотрит на других детей, улыбается им, но играет один. На самом деле его интерес к детям напоминает его интерес к взрослым.
В возрасте от 1 до 2 лет ребенок любит делиться своими открытиями со взрослыми, указывая, показывая или предлагая игрушки. В этом возрасте его интерес к другим детям ещё не очень высок. Иногда он может пытаться утешить плачущего ребенка, обнимая его или принося ему игрушку. Несмотря на то, что он беспокоится о других детях, малыш ещё не готов делиться своими играми и игрушками.
Параллельная игра
Играя с другими, ребенок учится многим вещам, таким как умение делиться, занимать свое место в группе, вести переговоры и уважать других. Между 2 и 3 годами появляется параллельная игра. В этом типе игр малыш по-прежнему играет один, но ему нравится, когда другие дети играют рядом с ним. Он внимательно наблюдает за их играми и внимательно следит за реакцией взрослых во время этих игр. Эти наблюдения позволяют ему познать азы жизни в обществе. Ребенок этого возраста любит игры, предполагающие социальное взаимодействие с окружающими его взрослыми (например, игры в прятки, догони меня...).
В начале этого периода ребенок считает, что все, что находится в пределах досягаемости, принадлежит ему. Таким образом, он может кричать, толкаться, или даже кусать, чтобы не потерять свои игрушки или те, которые считает своими.
Затем мало-помалу развивается понятие собственности, и ребенок понимает, что одни игрушки ему принадлежат, а другие нет. Тем не менее, обмен ими может быть ещё затруднительными. В этом возрасте малыш не всегда может понять, что его игрушка будет возвращена ему позже.
Ему также легче обменять игрушку, потому что он получает что-то взамен. Более того, он не понимает, что его игрушку может захотеть другой ребенок, потому что у него есть только своя точка зрения и он не может поставить себя на место другого.
Виды игр по возрасту
Чтобы правильно поддерживать ребенка в развитии его игры, здорово знать разные виды игр.
Подвижные игры
До 1 года ребенок открывает и исследует свое тело. Он двигается ради удовольствия двигаться и чувствовать, что контролирует свое тело и свои движения.
В возрасте от 1 до 2 лет ребенок развивает равновесие и учится новым способам передвижения (например, лазанию и бегу). Он радуется от броска мяча или любого другого предмета, находящегося в его распоряжении.
В возрасте от 2 до 3 лет ребенок с удовольствием преодолевает препятствия, проползая под ними, обходя их или перепрыгивая через них. Его также все больше интересуют игры с мячом (например, боулинг, бросание мяча в корзину, бросание мяча другу). Точно так же он может начать пользоваться каталками, которые передвигаются на четырех колесах, а также беговелом или самокатом.
Манипулятивные игры
До 1 года ребенок с удовольствием прикасается к предметам, находящимся в пределах его досягаемости. Он любит класть их в рот, трясти и стучать ими. В зависимости от своего возраста он тянет, вертит, царапает, роняет, берет предметы, сует в них палец, кладет их в контейнер и, прежде всего высыпает содержимое из контейнера. Цель игры — сенсорное удовольствие (текстуры и шумы).
В возрасте от 1 до 2 лет действия с предметами усложняются. Ребёнок способен тянуть, поворачивать, открывать, закрывать и бросать. Он также готов рисовать большими мелками. Кроме того, ему чаще удается вставить предмет в пространство (например, поместить квадратную фигуру в квадратное пространство). Еще малыша начинает интересовать строительство и разрушение, например, блочных башен.
С 18 месяцев малыш может развлекаться пластиковыми игрушечными ножницами. Даже если он еще слишком мал, чтобы резать, ребенок постепенно узнает, как работают ножницы. В этом возрасте малыш любит разделять большие бусины, нанизанные вместе, а затем нанизывать большие бусины на нитку. В этот период он уже готов к самостоятельной игре с предметами в течение 5—10 минут. В возрасте от 2 до 3 лет у ребенка лучше развита мелкая моторика, что позволяет ему получать удовольствие от игр с более мелкими деталями (например, нанизывание бусинок и кусочки пазла безопасного размера). Ему интересно делать наброски, чтобы изобразить что-то, даже если он один может понимать свои работы. Он может размещать большие блоки рядом друг с другом и друг на друга, например, чтобы построить дом. Его интересуют игрушки с движущимися частями. Внимание детей к играм, требующим мелкой моторики (например, нанизывание бус), может уже быть 15–30 минут в возрасте 3 лет.
Воображаемые и выдуманные игры
До 1 года малыш с удовольствием имитирует мимику окружающих. У него еще нет образного мышления, а значит, он не может вообразить то, чего не видит. Если объект исчезает из его поля зрения, он забывает его, потому что постоянство объекта будет приобретено только примерно через 1 год.
В возрасте от 1 до 2 лет у ребенка появляется большой интерес к подражанию жестам и действиям окружающих. Возникает воображение, и ребенок начинает весело придумывать игры (например, одевать куклу и расчесывать ей волосы или ставить фигурку в машину и толкать ее).
В возрасте от 2 до 3 лет ребенок получает удовольствие, придумывая имена своим игрушкам и заставляя их говорить определенным голосом (например, взрослый или ребенок, девочка или мальчик). Он также любит изображать в игре свои повседневные дела (например, кормить куклу, водить медвежонка в детский сад или печь торт).
Подведём итоги
До 2 лет ребенок предпочитает играть один. Между 2 и 3 годами малыш может предпочитать играть один, но в этом возрасте ему нравится, когда другие дети играют рядом с ним.
Ребенок учится, играя. Все виды игр благотворно влияют на его развитие.
Это нормально, когда малышу трудно одолжить игрушку, потому что он не понимает, что потом получит ее обратно.