С самого раннего возраста дети любят играть в одни и те же игры снова и снова и читать им одни и те же сказки. Повторение - это весело и полезно для развития, поскольку в это время ребенок находится в очень интенсивном периоде обучения.
Польза повторения для детей
Для развития моторики
Когда речь идет о двигательной активности, повторение - это способ для малышей научиться и отработать новые навыки. Например, когда они многократно строят башни из кубиков, они тренируют свою мелкую моторику.
Повторение также позволяет малышам понять, что они могут делать свои движения все более и более точными. Каждый раз, когда они бросают мяч, хлопают в ладоши, катаются по полу или воспроизводят звук ртом, они повторяют действие немного по-другому. Именно повторяя одни и те же жесты, ребенок учится ходить, бегать и ездить на велосипеде.
Для когнитивного развития
Повторение также помогает детям стимулировать свою память. Поскольку у них еще не очень хорошо развита память, повторение помогает им запомнить то, что им нравится. Пение одних и тех же детских песен снова и снова помогает им развивать языковые навыки, а рассматривание и складывание одних и тех же картинок-пазлов снова и снова помогает им научиться оценивать размеры и формы глазами и руками.
Повторяя что-то, дети гордятся тем, что могут предсказать, что будет дальше.
Когда они много раз бросают еду или предмет на пол, малыши не пытаются расстроить своих родителей. Напротив, они хотят испытать совершенно новую для себя реальность. До 9-10 месяцев младенцы верят, что предметы исчезают, когда они перестают их видеть. Вот почему они так восхищаются, когда роняют что-то со стульчика, а оно возвращается к ним.
Бросая еду или предметы на пол, малыши понимают, что объект существует, даже если они его больше не видят. Эта игра становится для них еще более увлекательной, когда они узнают, что могут отпустить предмет, если захотят это сделать. Они также узнают, что их действия имеют предсказуемый результат: когда они роняют игрушку на пол, мама или папа возвращают ее им.
Повторение также является для детей способом проверить свое понимание таких понятий, как гравитация. Например, они понимают, что если не держать предметы в руках, то они упадут.
Что происходит, когда ваш ребенок повторяет?
Когда ваш ребенок учится чему-то новому, его мозг развивается. Между клетками его мозга образуются новые связи. И чем больше он повторяет, тем прочнее становятся эти связи.
Вот почему им так легко выучить и запомнить слова «молоко» и «пора спать», ведь они используют их каждый день. А вот слово «дантист» ему понять и запомнить сложнее, потому что оно используется не так часто.
Когда ребенок повторяет одну и ту же игру, он каждый раз получает новый опыт с помощью своих органов чувств. Удовольствие, которое он получает от той или иной деятельности, связано с ощущениями, которые она ему дает. Например, им нравится наблюдать за тем, как расположены цвета на их башне из кубиков, и за траекторией движения кубиков, когда башня рушится. Прыжки в лужу и рисование на бумаге тоже каждый раз переживаются по-разному, потому что ощущения не всегда одинаковы.
Повторяя одну и ту же игру снова и снова, ваш ребенок будет совершенствоваться, что поможет ему развить уверенность в себе. Когда малыш много раз играет в одну и ту же игру, он обычно изменяет ее или переходит к более интересному занятию. Однако если он повторяет игру, которая дается ему очень легко, измените контекст или увеличьте уровень сложности. Это подтолкнет его к новым экспериментам и вызовет интерес к игре. Вы также можете включить повторяющуюся игру в другое занятие.
Вот несколько предложений
Если какая-то задача кажется ребенку слишком легкой, предложите другую, с большим количеством заданий. Вы также можете включить слишком легкую головоломку в программу маршрута: ребенок должен собрать пазл в одном месте, а кусочки разложить подальше. Чтобы переместиться между двумя местами, ему нужно пройти испытания (например, перепрыгнуть кролика).
Если ваш малыш постоянно передвигает и паркует маленькие машинки, предложите ему добавить в игру фигурку. Она может быть парковщиком и разговаривать с водителями машинок.
Если малыш любит петь одну и ту же песню снова и снова, предложите ему изменить скорость (медленнее или быстрее) или громкость (громче или тише), потанцевать во время пения, весело изменить некоторые слова или устроить шоу.
Нет настроения или надоело повторять одну и ту же игру?
Сегодня у вас кончилось терпение, чтобы играть в одну и ту же игру по десять раз? Чтобы избежать истерик, когда пора заканчивать игру, отвлеките внимание ребенка, подарив ему другую игрушку или, например, взяв его из стульчика. Вы также можете найти способ конкретизировать время, оставшееся до конца игры (например, сказать ему, что он остановится после 5 поворотов или времени, отведенного на песню). Вы также можете объяснить ребенку, что вы устали и предпочли бы посмотреть, как он играет сам.
Почему ваш ребенок часто хочет слушать одни и те же истории?
Примерно в возрасте 3 лет ваш ребенок предвосхищает эмоции, которые он испытывал, читая книгу в прошлом. И они получают огромное удовольствие от того, что вновь переживают их.
Перечитывание сказки - это еще и упражнение для памяти, ведь он хочет проверить, правильно ли он ее запомнил. Поэтому не удивляйтесь, если малыш упрекнет вас, когда вы решите пропустить предложение или страницу в книге.
Более того, ваш ребенок не обязательно сосредоточится на одних и тех же элементах истории, поэтому каждое повторное чтение будет доставлять ему удовольствие по-новому. Вы можете помочь ему, указывая на детали и задавая вопросы о новых моментах при каждом чтении.
Например, вы можете обратить их внимание на одежду персонажа (например, «Он носит большие сапоги, потому что холодно»), а при другом чтении - на эмоции персонажа (например, «Его руки, кажется, дрожат. Ему страшно?») или на форму предметов (например, «Какой формы крыша дома?»).
Когда детихорошо знают историю, они часто с удовольствием рассказывают ее сами. Они гордятся тем, что могут «читать» как взрослые. Повторение выученных детских стишков и песенок доставляет им такое же удовольствие. Когда дети открывают для себя новые книги и песни, которые их интересуют, они могут испытывать меньше потребности слушать одни и те же песни снова и снова.
Успокаивающее повторения
Повторение определенных действий изо дня в день помогает успокоить ребенка. Воспользуйтесь их потребностью в повторении и установите дома определенный распорядок. Они облегчают определенные моменты дня, такие как прием пищи, одевание, смена подгузников, сон, укладывание спать, купание и чистка зубов. Например, если каждый вечер напевать малышу одну и ту же песенку, это успокоит его и поможет заснуть.
Когда вам следует обратиться за помощью к специалисту?
Повторение - это нормально, желательно и полезно для развития и функционирования ребенка. Однако обсудите с врачом интерес вашего ребенка к повторению, если после 18 месяцев он :
повторяет одну игру (например, выстраивает машинки) или одно действие (например, нажимает на кнопку, которая издает звук);
повторяет действия, которые не являются обычным интересом детей его возраста (например, открывание и закрывание дверей);
возражает против любых изменений, которые вы предлагаете;
всегда отказывается, чтобы кто-то принимал участие в его или ее повторяющихся играх;
использует повторяющуюся речь и жесты во время игры (например, повторяет одну и ту же фразу, машет рукой возле глаз в определенный момент игры), всегда ложится на пол на бок или на живот, чтобы поиграть;
в целом испытывает дискомфорт при знакомстве с новыми вещами.
Подведем итоги
Это нормально, если вашему ребенку нравится повторять одни и те же игры, и он просит читать ему одну и ту же историю несколько раз.
Повторение помогает вашему малышу учиться и развивать навыки и мозг.
Вы можете использовать его потребность в повторении, чтобы установить ежедневный распорядок дня. Устоявшийся распорядок помогает успокоить ребенка.