Игры для поддержки постоянства объектов

13.07.22



Постоянство объектов: что это за странное понятие?


Согласно Жану Пиаже, дети постепенно понимают, что объекты существуют независимо от их действий и их восприятия: это то, что он назвал постоянством объекта. По его наблюдениям того времени, ребенок полностью усваивает это понятие в возрасте от 18 до 24 месяцев, на так называемой сенсомоторной стадии развития. Проще говоря, постоянство объекта — это когда ребенок ищет объект, который ему не виден. Ища предмет, ребенок демонстрирует, что он несомненно знает, что предмет всегда здесь.

Различные этапы приобретения постоянства объекта у детей

 
  • От 0 до 1 месяца: ребенок не реагирует на исчезновение предмета.
  • Между 2 и 4 месяцами: ребенок проявляет эмоции: плачет, кричит, гримасничает.
  • Между 4 и 8 месяцами: ребенок может найти частично спрятанный предмет.
  • Между 8 и 12 месяцами: ребенок может найти полностью спрятанный предмет, но не понимает движения предметов.
  • Между 12 и 18 месяцами: ребенок понимает движение предметов.
  • Между 18 и 24 месяцами: постоянство объектов — понятие, полностью усвоенное ребенком. Теперь он может сохранять мысленное представление об объекте.
 


Почему постоянство объекта так важно?


В психологии развития у детей постоянство объекта представляет собой способность ребенка осознавать, что окружающие его объекты существуют вне его самого. А также, что объекты продолжают существовать, даже если ребенок их никак не воспринимает любым из своих чувства. Это понятие является фундаментальным в том смысле, что оно применимо к родителям или материнской фигуре привязанности ребенка: «даже если я не вижу маму или папу, они продолжает существовать».
Понимание постоянства объектов имеет фундаментальное значение для эмоционального развития ребенка. Таким образом, он будет лучше «вооружен», чтобы, например, пережить короткую разлуку с родителями. Кроме того, это понимание способствует овладению языком и умножению словарного запаса: ребенку придется использовать слова для обозначения предметов или людей, которых он больше не видит.

Какие игры можно предложить малышу, чтобы поддержать его в этом приобретении?


  • Поиграйте с малышом в прятки. Просто спрячьте свое лицо в руках перед ребенком, поздоровавшись, и откройте их, чтобы показать свое лицо, говоря «Ку-ку».
  • Вы можете перевернуть игру, аккуратно спрятав лицо ребенка под любой легкой тканью.  
  • Спрячьте игрушку ребенка и наблюдайте, пытается ли ребенок ее найти.
  • Играйте в прятки и адаптируйте укрытия и правила к стадии развития ребенка.
  • Купите или сделайте коробку постоянства объекта из коробки от салфеток или картонной коробки. 

Анна Гордеева

идейный вдохновитель проекта, преподаватель французского языка

KidSeed ТВ