Развитие игровой деятельности в возрасте от 3 до 5 лет

15.08.23

По мере взросления малышей меняется характер их игр. От одиночных игр они переходят к параллельным, а затем к групповым.  Знание этапов развития игры поможет вам сформировать реалистичные ожидания от своего ребенка.



Игра с другими


  • В возрасте от 3 до 4 лет малыш способен играть с другими детьми в течение нескольких минут. Когда им нужна игрушка, они просят ее, а не выхватывают из рук того, кто ее использует. Однако споры все еще нередки. Ребенок этого возраста предпочитает играть с одним другом, а не с несколькими. Взаимодействие с другими детьми становится интереснее самого занятия, но сотрудничества в игре по-прежнему мало.

  • Примерно к 4-5 годам дети постепенно начинают понимать, что у других тоже есть права. Именно в этом возрасте они учатся делиться и ждать своей очереди. Кроме того, им интереснее играть с другими детьми, чем в одиночку.

Даже если дети не любят проигрывать, они могут принимать участие в групповых играх с простыми правилами и получать от них удовольствие. Более того, они лучше понимают принцип взаимопомощи. Они также более склонны к компромиссам, при этом умеют находить свое место в группе. Во время конфликтов агрессивные жесты, как правило, сменяются словами, что свидетельствует об определенной зрелости.

Совместные игры
Совместная игра отличается от других групповых игр тем, что в ее основе лежит стремление всех участников к достижению общей цели. Для достижения этой цели дети должны объединить усилия и помогать друг другу. В этой игре игроки являются союзниками, а не противниками. Поэтому все игроки выигрывают или проигрывают вместе. Таким образом, это альтернатива соревновательным играм. 

Виды игр в зависимости от возраста


Игры для развития двигательной активности
В возрасте от 3 до 5 лет ребенок с большим интересом исследует возможности своего тела. Они прыгают, лазают и бегают с разной скоростью и разными способами. Они любят ходить в парк, играть в догонялки (например, в пятнашки), в мяч, кататься на самокате, трехколесном велосипеде или велосипеде - в зависимости от того, что они уже освоили. Он также ставит перед собой физические задачи и гордится их выполнением, например: "Я перепрыгну через лужу".

Манипулятивные игры
В возрасте от 3 до 5 лет дети проявляют больший интерес к правильному использованию инструментов (карандаша и ножниц), поскольку им нравится планировать, создавать и наслаждаться готовым продуктом. Они уделяют больше внимания (около 10-15 минут) и более терпеливы. В результате им нравится собирать пазлы с большим количеством деталей. Им также нравится строить конструкции (например, дома, машины, самолеты), которые они часто хотят включить в свои воображаемые игры. В этом возрасте дети уже не ищут только сиюминутного удовольствия, они могут приложить усилия, чтобы получить веселье в дальнейшем.

Игры с воображением
В возрасте от 3 до 4 лет малышам нравится подражать тому, что они знают (например, подражать папе, который бреется). Они обращают внимание на детали, которые им нравится использовать при подражании. Более того, подражание уже не обязательно происходит одновременно с действием другого человека. Например, в ролевой игре в детском саду ребенок теперь может изображать папу, который бреется. Когда он был младше, он имитировал действия, за которыми наблюдал (например, делал вид, что бреется рядом с папой, который брился).

В этом возрасте детям также особенно нравится подражать животным и использовать игрушечные предметы, отображающие реальность (например, игрушечную газонокосилку, инструменты врача, кукольную бутылочку). Если у них нет нужного игрушечного предмета, они могут взять какой-нибудь предмет и представить, что он изображает что-то другое (например, взять шарики и сказать, что это горох).

Между 4 и 5 годами у ребенка все больше развивается воображение. Они придумывают новые сценарии на основе сюжета, увиденного в книге или по телевизору, играя с фигурками или в ролевые игры. Игра в кого-то другого (например, в доктора, кассира, механика) доставляет ребенку большое удовольствие, особенно если за ним наблюдает взрослый или если он играет с другими детьми. Они также любят наряжаться и делать макияж.

Подведем итоги

  1. Дети начинают играть вместе в течение нескольких минут в возрасте от 3 до 4 лет.
  2. В возрасте 4-5 лет дети учатся делиться, ждать своей очереди и находить компромиссы в своих играх.
  3. Дети учатся, играя. Все виды игр полезны для их развития.

Анна Гордеева

идейный вдохновитель проекта, преподаватель французского языка

KidSeed ТВ