Польза от разговоров за столом с детьми

30.11.22



В течение дня мы проводим много времени за столом или готовя еду. прекрасные моменты, которыми можно воспользоваться, чтобы весело развивать и поддерживать язык ребенка! 


Как помочь детям развить речь до и во время еды?


до 1 года

Ребенок начинает понимать слова в возрасте от 6 до 8 месяцев. Называйте все, что есть на столе, так он прекрасно пополнит свой словарный запас. Постепенно он и сам сможет использовать эти слова.

Когда ваш ребенок начинает есть:

  • Попробуйте расшифровать, что он хочет, наблюдая за ним. Когда он был младенцем, то просил есть, плача, затем постепенно научился показывать пальцем. Отвечайте на его просьбы, говоря о том, чего он хочет (например, «Хочешь яблоко?»).
  • Назовите то, чем вы его кормите («Вот, бананы!», «Молоко! Хочешь молока?»).
  • Ассоциируйте звуки с едой, когда говорите о ней (например: «Холодно! Брррр!», «Ням, бананы вкусные!», «Ой! Суп горячий!»). Ваш ребенок может потом использовать эти звуки перед употреблением слов как таковых.

От 1 до 3 лет

Готовить, накрывать на стол, мыть посуду: ребенок очень рано начинает интересоваться тем, что окружает еду. Это хорошая возможность поговорить с ним.

  • Обратите внимание на продукты, которые нравятся вашему ребенку: вероятно, это те продукты, названия которых, он хочет выучить больше всего. 
  • Часто называйте продукты и все, что вас окружает (например, стол, салфетка, ложка и т. д.).
  • Используйте различные глаголы (например: «Ты смешиваешь муку и молоко», «Я режу морковь» и т. д.).
  • Перефразируйте его слова в предложения (например, ваш ребенок говорит: «Я ем бутерброд»; вы отвечаете: «Да, ты ешь бутерброд!»).
  • Повторяйте их предложения, добавляя детали (например, ваш ребенок говорит: «Я ем яблоко», вы отвечаете: «Да, ты ешь большое красное яблоко»).

От 3 до 5 лет

Когда ваш ребенок помогает вам готовить еду и вы разговариваете с ним, он развивает свое понимание инструкций и обогащает свой словарный запас.
В этой возрастной группе ребенок может больше участвовать в задачах, связанных с едой, а также более активен в разговорах за столом.

  • Чаще говорите с ребенком, используя понятия пространства или времени (например: «Положи ложку рядом с тарелкой», «Утром мы завтракаем»).
  • Обсудите с ним еду (например: «Курица несет яйца. Ты знаешь, кто делает молоко, которое мы пьем?»).
  • Описывайте продукты более конкретными словами (например, «Арбуз сладкий, крекеры соленые»).

От 5 до 8 лет

В этот период ребенок продолжает улучшать свое понимание длинных инструкций и осваивать более сложную лексику. Приготовление еды по рецепту с детьми — отличное занятие, которое поможет им развить свой родной или иностранный язык.

  • Попросите ребенка принести ингредиенты, которые вам понадобятся. Назовите несколько за раз, чтобы сделать инструкцию более сложной. Вы можете предложить ему прочитать рецепт, если он может это сделать.
  • Воспользуйтесь готовкой, чтобы использовать слова: «взбить», «блендер», «однородный» и т. д.
  • Объясните количество (например, «1 чашка — это все, что входит в этот контейнер») и продолжительность (например, «45 минут — сколько длится занятие по гимнастике»).

Занятия по развитию речи, связанной с едой


От 1 до 3 лет


Накрываем на стол!
Поместите салфетку, посуду, тарелку и стакан вашего ребенка в пределах досягаемости. Затем попросите его поставить их на стол одно за другим.

Мы моем!
Поставьте в доме или на улице таз с мыльной водой, затем дайте ребенку пластиковую посуду, чашки и тарелки, чтобы он их «помыл». Затем прокомментируйте, что он делает (например: «Ты моешь ложку», «Вытираешь тарелку»).

Пикник
Подготовьте пакет-сюрприз, наполненный едой, для перекуса. Затем вместе с ребенком называйте продукты, доставая их из пакета.

От 3 до 5 лет


Мы готовим!
Возьмите все ингредиенты, необходимые для приготовления рецепта, затем попросите ребенка дать вам то, что вам нужно, когда вы готовите (например, «Можешь дать мне масло? А теперь дай мне помидор»). 

Угадай, о чем я думаю
Во время еды попросите ребенка загадать еду, которая находится на столе, а вам нужно ее угадать, с помощью подсказок. Затем поменяйтесь ролями. 

Ресторан
Вырежьте вместе с ребенком еду из журналов и предложите ему приклеить ее на кусок картона, чтобы получилось «меню». Вы можете написать названия продуктов под картинками, даже если он еще не читает, чтобы заинтересовать его чтением.

От 5 до 8 лет


Ученик повара
Вовлекайте ребенка в приготовление основных блюд или десертов, давая ему очень конкретные инструкции (например: «Ты должен очистить три банана, а затем размять их вилкой»).

В продуктовом магазине
Когда вы покупаете еду вместе с ребенком, вы можете предложить ему описать, что он хотел бы купить, давая вам подсказки (например: «Это на верхней полке, красная коробка»). Это позволяет ему практиковаться в описании.

Читать рецепты
Если ваш ребенок учится читать или уже читает, просмотрите вместе с ним кулинарные книги. Когда найдете рецепт, который его интересует, прочитайте его вместе (он может расшифровать несколько простых слов в начале), затем обсудите с ним, что надо делать.

Подведем итоги

  1. Время приема пищи и все, что его окружает, отлично подходит для стимуляции речи вашего ребенка.
  2. Назовите продукты и расскажите об их приготовлении, используя различную лексику.
  3. Когда ваш ребенок помогает вам готовить еду, вы можете давать ему инструкции, чтобы он развивал понимание последовательности  действий и словарный запас.

Анна Гордеева

идейный вдохновитель проекта, преподаватель французского языка

KidSeed ТВ