Как научить ребенка пользоваться карандашами, кисточками и ножницами

16.05.23

Чтобы рисовать, раскрашивать или вырезать, ребенок должен обращаться с карандашами, кисточками и ножницами. Использование этих инструментов требует хорошей координации и многих навыков. Важно научить ребенка держать и использовать их правильно.



Учим ребенка пользоваться карандашом


  • Примерно в 12 месяцев ребенку начинает нравиться рисовать. Сначала малыш держит карандаш в руке и проводит линии во всех направлениях. Затем он постепенно учится держать карандаш между тремя пальцами. Вы можете помочь ему в этом процессе обучения, давая ему кусочки мелков, которые слишком малы, чтобы держать их всей рукой. Восковые мелки больше развивают мелкую моторику, чем фломастеры, потому что они маленькие и тонкие. Поэтому лучше отдавайте предпочтение им. 

  • Примерно в возрасте 3 лет ребенок получает все больше удовольствия от занятий с карандашами. С практикой и по мере того, как он может двигать пальцами отдельно друг от друга, малыш становится все более искусным художником.

  • Примерно в 4 года ребенок держит карандаш как взрослый (между большим и указательным пальцами, опираясь на средний палец). Он также держит его все ниже и ниже, чтобы он был ближе к бумаге. Это улучшает контроль над карандашом и в дальнейшем облегчит процесс письма. В этом возрасте, даже если вашему ребенку очень нравится пользоваться фломастерами, поощряйте его иногда рисовать восковыми мелками, чтобы подготовить его к использованию деревянных карандашей в дальнейшем.

  • К 5 годам ребенок готов к использованию деревянных карандашей. Поскольку они длиннее и тоньше, с ними сложнее обращаться. Когда ребенок рисует деревянными карандашами, он улучшает свою моторику. Это поможет ему научиться писать буквы карандашом примерно в 6 лет.

Трудности с удержанием карандаша


Умение держать карандаш тремя пальцами (большим, указательным и средним) обычно развивается у детей естественным образом. Если ваш ребенок не развил этот навык до начала обучения в школе, вы можете помочь ему, предложив различные занятия для мелкой моторики, например, лепку, нанизывание бус на нитку и застегивание пуговиц на одежде.

Учим ребенка пользоваться кисточкой


  • До 4 лет, даже если ребенку нравится рисовать кистью, он еще не умеет контролировать линию и оценивать количество необходимой краски. Кроме того, поскольку малыши не знают, как правильно очищать кисточки,  у них не всегда получаются ожидаемые цвета. 

  • Примерно в возрасте 4-5 лет ребенок может уже хорошо пользоваться кистью, так как он способен приложить необходимое усилие к кисти, чтобы нарисовать то, что он хочет.

  • Чтобы познакомить малыша с рисованием, сначала предложите ему рисовать пальцами на листе бумаги. Еще можете использовать маленькие губки или ватные палочки, чтобы потренироваться, прежде чем браться за кисточку.

Правая или левая рука?


Хотя с двухлетнего возраста кажется, что ребенок предпочитает одну руку другой, только в 3-4 года можно определить, правша он или левша. Доминирование одной руки (правой или левой) становится более очевидным по мере того, как ребенок занимается деятельностью, в которой каждая рука развивает свою специализацию (например, одна рука держит бумагу, другая режет). Доминирующая рука - это та, которую ребенок использует для выполнения задач, требующих точности, таких как еда, рисование, вырезание, вставка кусочка головоломки, застегивание одежды и т.д. Если ребенок не часто выполняет эти действия, например, потому что ему не нравится рисовать или резать, потребуется больше времени, чтобы определить, правша он или левша.


Учим ребенка пользоваться ножницами


  • Работа с ножницами - это с одной стороны более простой, а с другой более сложный вид деятельности, чем рисование. Поскольку работа с ножницами требует координации обеих рук (одна рука режет, а другая двигает бумагу), она более сложна для ребенка. Однако ножницы легче использовать, чем карандаш, поскольку движение открывания и закрывания ножниц является простым.

  • Размер ножниц должен соответствовать размеру руки ребенка (маленькая рука = маленькие ножницы).
  • Примерно в возрасте двух с половиной лет ребенок может играть с ножницами с круглыми концами в обеих руках, открывая и закрывая их. Таким образом, он узнает, как работают ножницы. В этом возрасте ребенок сможет сделать прямой разрез, если кто-то будет держать бумагу вертикально. Он также может разрезать тугую ленту, которую держат, шарик пластилина или кусочек спагетти.

  • До 3 лет ребенок может держать бумагу в одной руке, а ножницы - в другой. Он также может научиться помещать большой палец в верхнее кольцо ножниц, а другие пальцы - в нижнее. С практикой ребенок может сделать бахрому, делая надрезы на листе бумаги один за другим.

  • К 3-4 годам ребенок часто способен выполнять все действия по вырезанию: открывать и закрывать ножницы и держать бумагу другой рукой. Например, ребенок может отрезать полоску бумаги шириной около 10 см, двигая ножницы вперед.

  • У левшей должны быть специальные ножницы.

  • В возрасте от 4 до 6 лет ребенок может успешно разрезать лист бумаги по прямой, а затем по изогнутой линии. С практикой ему будет легче вырезать круглые формы и формы с углами, например, квадраты. Его первые фигуры не всегда вырезаются хорошо, поскольку ему трудно изменить направление, чтобы следовать контуру фигуры. В этом ему может помочь демонстрация того, как останавливаться на углах, а затем поворачивать бумагу, чтобы продолжить вырезание.

Первые ножницы для малыша


В продаже имеются пластиковые ножницы, которые не режут кожу или волосы, но режут бумагу и пластилин. Поскольку они безопасны, их можно предложить малышу для первого опыта работы с ножницами двумя руками. Однако вы можете заменить их металлическими, как только ваш ребенок начнет чувствовать себя комфортно.

Какие бываю детские ножницы


  • На рынке представлены ножницы с пружинным механизмом, который позволяет ножницам автоматически открываться. Они могут быть полезны для ребенка, который не понимает механизм открывания и закрывания, поскольку ему нужно сосредоточиться только на закрывании. Такие ножницы также могут помочь ребенку, который импульсивен или с трудом контролирует свои действия, поскольку пружина замедляет процесс резания (наличие пружины создает сопротивление). Однако этот тип ножниц не нужен детям, которые хорошо развиваются. Если у вашего ребенка нет особых трудностей, лучше тренироваться резать обычными ножницами.

  • Существуют также ножницы, с помощью которых можно создавать интересные эффекты (зигзаги, волны и т.д.). Такие ножницы больше всего понравятся ребенку, который уже умеет вырезать. Поскольку они, как правило, больше и тяжелее обычных ножниц, для работы с ними требуется больше усилий.

Вырезание: больше, чем просто занятие


Обучение работе с ножницами - это хороший способ развить мелкую моторику ребенка. Вырезая, малыш развивает мышцы доминирующей руки. В частности, он улучшает контроль над движениями большого пальца, что поможет ему правильно держать карандаш. Его глаза и рука также учатся работать вместе при вырезании, что полезно при одевании (например, при использовании молнии или застегивании пуговиц) и при игре в мяч. Наконец, вырезание позволяет ребенку координировать работу обеих рук, когда они не делают одно и то же. Эта координация будет использоваться для перемещения листа бумаги во время письма, для использования ножа и вилки, а также для завязывания шнурков.

Советы, которые помогут вашему ребенку научиться вырезать


  • Вырезайте сами на глазах у малыша от 18 месяцев, чтобы вызвать его интерес. При вырезании располагайтесь на уровне глаз ребенка, чтобы он мог видеть, как падают маленькие кусочки бумаги. Сопровождайте свои движения звуками, чтобы развлечь его (например, "чик, чик"). Если он хочет схватить ваши ножницы, дайте ему пластмассовые игрушечные ножницы, с которыми он может безопасно играть.
  • Выбирайте ножницы с двумя кольцами разного размера: одно для большого пальца и более крупное для остальных пальцев. Так ребенку будет легче использовать ножницы.
  • Начните с того, что попросите ребенка разрезать пластилин. Предложите ему сделать из пластилина нити, похожие на спагетти, а затем разрезать их.
  • Покажите ребенку, как держать локти близко к телу. Это поможет ему лучше контролировать движения при вырезании.
  • Если ваш ребенок очень неуклюж с ножницами, это может быть связано с тем, что он не часто пользуется этим инструментом. Ему просто нужно больше практики.
  • Поощряйте вырезание деталей, которые затем можно использовать для изготовления поделки или украшения (например, гирлянды, ожерелья, ободка). Это может мотивировать ребенка.
  • Если у вас есть обычная подарочная упаковка с узорами (например, с мелкими цветочками), попросите ребенка вырезать дорожку между узорами. Это занятие проще, чем вырезание определенной формы.
  • Когда ребенок вырезает круг или квадрат, научите его поворачивать бумагу, а не постоянно двигать ножницами.
  • Давайте ребенку цветные фигуры для вырезания. За цветным контуром легче следить, чем за простой черной линией.
  • Предложите малышу совместить вырезание и наклеивание или рисование и вырезание. Например, ребенок может наклеить три круга, которые он только что вырезал, на кусок картона, чтобы сделать снеговика, или вырезать квадрат в качестве отправной точки для дома.

Указанный здесь возраст является лишь ориентиром. Ребенок с более развитой моторикой или с частым доступом к карандашам, кисточкам или ножницам быстрее овладеет навыками.

Подведем итоги

  1. Ребенок может начать рисовать мелками примерно в 12 месяцев.
  2. До 4 лет ребенку трудно пользоваться кисточкой.
  3. Примерно в 2 года ребенок может начать играть с ножницами с круглыми концами, чтобы понять, как они работают.

Анна Гордеева

идейный вдохновитель проекта, преподаватель французского языка



Комментарии

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Войти

KidSeed ТВ