Должны ли мы позволить детям выиграть?

11.09.23


Для маленьких детей игра - это развлечение. Выигрыш или проигрыш не имеет для них большого значения. Однако когда дети становятся старше, они могут рассердиться или расстроиться, если проиграют. Возможно, они больше не захотят играть. Как мы можем помочь им? Должны ли мы позволять все время  выигрывать детям, когда играем с ними?


Виды детских игр


Игры, в которых важна только случайность
Чаще всего первыми играми, в которых есть победитель и проигравший, являются игры, где единственным фактором является случай (например, бродилки). В этом случае игроки находятся в равных условиях, и у детей не меньше шансов на победу, чем у взрослых.

Такая игра помогает ребенку понять, что в один день он может проиграть, а в другой - выиграть. Если ребенок проиграл, можно сказать ему: "Тебе не повезло. Спорим, что в следующей игре ты выиграешь".

Даже если поражение - дело случая, ребенку может быть трудно с этим смириться. Перед началом игры напомните ему, что шансов выиграть у него столько же, сколько и проиграть. Чтобы помочь ребенку понять концепцию случайности, можно подбросить монетку.

Настольные игры
Примерно в 4 года, а иногда и раньше, дети начинают проявлять интерес к таким настольным играм, как шашки, Мемори, домино и крестики-нолики. Эти игры требуют памяти, интуиции, логики и определенной доли стратегии. Кроме того, они имеют четкие правила, которым должны следовать все игроки.

Дети учатся соблюдать правила игры, не жульничать, справляться с разочарованием в случае неудачи и направлять негативные реакции в нужное русло.

Предложите ребенку различные настольные игры. Возможно, некоторые из них окажутся для него более интересными. Опирайтесь на его предпочтения, чтобы поддерживать мотивацию к игре, независимо от того, выигрывает ребенок или проигрывает.

Позвольте детям побеждать, но не всегда


Чтобы научиться проигрывать, ребенок должен сначала выиграть. Победа в игре помогает ему обрести уверенность в себе. Неоднократно выигрывая вместе с вами, ваш ребенок приобретет уверенность в себе, чтобы смириться с поражением в игре с другими детьми.

Прежде чем начать игру, спросите ребенка, хочет ли он выиграть или все должны играть по правилам. Таким образом, вы сможете приспособиться к его потребности в контроле, которая может меняться в зависимости от его эмоционального состояния (например, усталость, проигрыш в игре с друзьями в начале дня). Тем не менее дайте понять, что этот выбор может быть сделан только дома. Со временем ребенок захочет соблюдать правила игры, когда играет с вами.

Не всегда позволяйте детям выигрывать


Если вы всегда позволяете ребенку побеждать, то создаете у него иллюзию, что он самый сильный. Тогда он будет гораздо больше расстраиваться, если проиграет, играя с кем-то другим.

С другой стороны, если ребенок никогда не выигрывает, он теряет интерес к игре. Лучше всего время от времени позволять ему проигрывать. Случайный выигрыш может мотивировать его продолжать игру и помочь ему совершенствовать свои навыки.

Принять проигрыш от вас легче, чем от другого ребенка. Поскольку вы лучше знаете игру и имеете больший опыт, ваш ребенок будет считать, что победа над вами - это нормальное явление. Играя с другом своего возраста, ребенок сравнивает себя с равным и может посчитать, что другой человек лучше его.

Когда ваш ребенок проигрывает, подчеркивайте не результат, а то, как весело вы с ним играли. Скажите что-нибудь вроде: "Это было очень весело", "Ты не сдавался".

Как научить ребенка быть хорошим игроком


Если ваш ребенок бурно реагирует на проигрыш, когда играет с другом, предложите ему потренироваться в игре с вами. Воспользуйтесь случаем, чтобы отметить, как весело и умело он вел себя во время игры: "Мне показалось, что ты молодец. Ты сумел подождать своей очереди. Нам было очень весело вместе".

Игра в команде, а не в одиночку против соперника, также может помочь ребенку принять поражение в игре. Играя в команде с другим игроком, ваш ребенок не несет единоличной ответственности за поражение, что делает его более терпимым. В случае победы он будет гордиться тем, что внес свой вклад в успех своей команды.

Совместные игры


Если ваш ребенок тяжело переживает поражение, существуют совместные настольные игры, в которых все игроки должны помогать друг другу. Такие игры, в которых нет победителей и проигравших, позволяют ребенку участвовать в игре, не сравнивая себя с другими.

Пазлы, парные рисунки и "придумай историю" - это также игры, которые можно использовать для развития сотрудничества без победителей и проигравших. Вы также можете время от времени организовывать совместные мероприятия, в которых каждый прилагает усилия для достижения общей цели, например, собирать яблоки всей семьей или искать сокровища на прогулке в лесу.

Научите детей контролировать свои эмоции


Когда ваш ребенок проигрывает, он может расстроиться или разозлиться. Он также может чувствовать себя "никчемным" или переживать, что вы не считаете его хорошим. Ребенку нужна ваша помощь, чтобы выразить свои чувства словами и помочь ему управлять своими эмоциями. Вы можете помочь, сказав:

  • "Очень обидно, когда игра идет не по плану..."
  • "Трудно смириться с тем, что ты проиграл... Ты так зол, что у тебя внутри все кипит?"
  • "Тебе грустно, потому что ты хотел бы выиграть."

Вашему ребенку необходимо научиться получать удовольствие от игры с соперником. Помогите ему понять, что поражение не является признаком того, что он уступает другим игрокам, а победа не означает, что он превосходит других. Удовольствие от игры заключается прежде всего в самой игре, а не только в результате.

Показывайте пример


Ваша реакция на поражение является для ребенка важным примером для подражания. Если вы покажете себя хорошим игроком, ваш ребенок будет подражать этому поведению, когда будет играть.

  • Подчеркните свое разочарование при проигрыше, но в то же время преуменьшите значение неудачи. Например, скажите: "Я бы хотел выиграть" или "Я действительно думал, что выиграю эту игру! Я буду продолжать тренироваться".
  • Покажите ребенку, что делать ошибки и просить о помощи - это нормально. Например, скажите: "Мне кажется, я не очень хорошо сыграл в этот раз. Как бы ты поступил на моем месте?" или "Не мог бы ты помочь мне в следующий раз? Это дает ребенку возможность продемонстрировать свои навыки, что повышает его уверенность в себе.
  • Обратите внимание на то, как воспринимаются неудачи, ошибки и результаты в повседневной жизни вашей семьи (в школе, на работе, в спорте и т.д.). Ваш ребенок воспроизводит то, что он чаще всего слышит, видит и переживает.

Некоторые родители, чтобы ускорить процесс, говорят детям: "Кто первым наденет пижаму?" или "Кто первым закончит убираться в своей комнате? Такая стратегия вносит элемент соревнования между детьми и приводит к появлению победителя и проигравшего.

Более того, такой подход может не принести желаемого результата. Более медлительный ребенок не обязательно будет наращивать темп, так как он уже знает, что проиграет.

Вместо этого оцените старания каждого из детей. Один из них может очень быстро одеваться, а другой - помогать накрывать на стол. Подчеркните, что вы цените то, что каждый из них делает для того, чтобы рутина проходила гладко, и что это командная работа, а не натравливание их друг на друга.

Подведем итоги

  1. Победа в игре помогает ребенку научиться проигрывать, поскольку победа придает ему уверенность в себе. Но не позволяйте ему постоянно выигрывать.
  2. Сосредоточьтесь на веселье, которое вы получаете вместе с ребенком, а не на результате игры.
  3. Ваша реакция на поражение в игре - важный пример для подражания ребенку.

Анна Гордеева

идейный вдохновитель проекта, преподаватель французского языка



Комментарии

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Войти

KidSeed ТВ