Нормы речевого развития детей от 0 до 1 года

02.11.22

Всем привет! 

В предыдущей статье я представила вашему вниманию общую информацию о том, что такое речевое развитие детей и какие особенности нужно знать каждому родителю.  
 
Если вы открыли этот пост раньше остальных, пожалуйста, вернитесь назад и пробегитесь глазами по самой первой статье. Это будет недолго.
 
Как я упоминала ранее, в речевом развитии детей есть определенные нормы, которые важно знать взрослым. Это нужно для того, чтобы вовремя среагировать, когда возникнут хоть какие-то малейшие опасения. В ситуации с речью, время играет такую же важную роль, как и при любой болезни. Чем раньше родитель заметит некие отклонения от нормы, тем быстрее он обратится к специалистам и поможет своему малышу в его развитии.
 
Итак, я хотела бы начать с самого важного, на мой взгляд, периода 0 – 1 год.  Он берет свое начало в утробе, длится в течение родов и затем продолжается около двенадцати месяцев, т.е. до года. 
 
Пока малыш находится в животе мамы, есть мнение, что ему ничто не угрожает. Это не так. Существуют разные ситуации в течение беременности, которые могут приводить в дальнейшем к отклонениям в речевой системе. Желательно, вести дневник и записывать все, что происходит за 9 месяцев вынашивания ребенка. 
 
Кроме этого, стоит обязательно уделить внимание родам. Ведь о том, как они прошли, многие не помнят уже через две недели. Это не очень хорошо, так как причину многих речевых отклонений можно обнаружить именно в момент рождения ребенка. 
 
Стоит обратить внимание на такие ситуации, как:
- сильная гипоксия плода,
- обвитие пуповиной,
- хирургические стимуляции
 
Если что-либо случалось в момент родов, то стоит это также отметить, чтобы потом передать информацию специалистам.
 
А теперь предлагаю приступить к обсуждению НОРМ речевого развития малышей от 0 до 1 года. 
 
  • Итак, самый первый звук – это крик. Его возникновение очень важно для дальнейшего правильного развития рече-двигательного и дыхательного аппаратов ребенка.  

  • Ближе к 3-м месяцам наступает следующий важный период, когда появляется ГУЛЕНИЕ. Малыш начинает экспериментировать с гласными звуками, агукать, призносить слоги: гхы, гы, гу, агу, угу. Этот период связан с началом коммуникации ребенка с окружающими его людьми. 

  • Также в это время дети начинают улыбаться и смеяться. Такая улыбка называется социальная, так как чаще зависит от контакта с близкими.  
 
  • Чуть позднее в 4 мес. у малышей появляется «комплекс оживления», когда они не просто улыбаются, а по-настоящему смеются и хохочут. Крик ребёнка приобретает интонационную окраску, он меняется в зависимости от состояния и настроения малыша. 
 
  • Этот период очень важно отмечать родителю, так как его отсутствие может говорить об отклонениях в развитии ребенка. Это может касаться как речевого, так и общего развития. 
 
  • Дальше идет самая большая по продолжительности стадия – ЛЕПЕТ. Этот период занимает около 6–7 месяцев и длится практически до 11 месяцев. В самом начале лепет состоит из отдельных слогов (ма, па, ба, ля), переходящих далее в слоговые цепочки (па-па-па, ба-ба-ба, ня-ня-ня), а затем в следующую стадию — первые слова, которые чаще состоят из двух одинаковых слогов (ма-ма — мама, ба-ба — бабушка, ту-ту — паровоз). 

  • Артикуляционный аппарат становится совершеннее, язык имеет возможность для выполнения разнообразных движений. Это делает доступным для ребёнка произнесение различных звуковых комплексов, похожих по звучанию на слоги с гласной на конце: ма-ма-ма, па-па-па, да-да-да.

  • И самая последняя стадия – это появление первых слов. Чаще всего они состоят из двух одинаковых слогов. Идет время, когда ребёнок начинает соотносить лепетные комплексы с конкретными словами. Он не просто произносит цепочку слогов ма-ма-ма, а соотносит слово ма-ма с реальным предметом, реагирует на появление дедушки словом — де-да. 

Ребёнок в этот период особенно активно поддерживает контакт со взрослым через манипуляции с игрушками и предметами. На этой же стадии интенсивно развивается понимание обращённой речи, малыш с большим рвением начинает накапливать свой первый пассивный словарь. Он ещё не может сказать многие слова, но если вы попросите показать ему ту или иную игрушку, он обязательно укажет на нее пальцем. 
Это время познания мира, время открытий и экспериментов. Большое счастье, когда родители вовлечены в развитие ребенка и готовы с головой окунуться в этот период вместе с малышом! 
 
Я рекомендую говорить с детьми с самого рождения, даже если кажется, что они не понимают. Все это не так! Их подкорка записывают абсолютно все. Разговаривайте с детьми, как с настоящими собеседниками, описывайте все, что видите, указывайте руками в разные стороны, демонстрируя что-либо. 
Рассказывайте о том, что вы делаете и для чего. 
 
Поверьте, очень скоро речевой бумеранг вернется и сильно обрадует вас! Ведь качественная речь ребенка в современном мире на вес золота. 
Будьте рядом с малышом и говорите..говорите..говорите…
 
Благодарю за внимание,
Ваша Маша 🌿
 


Мария Григорьева

учитель-логопед

KidSeed ТВ