Противоположности

16.01.23




Такие противоположности, как длинное и короткое, могут быть частью словарного запаса малыша довольно рано, но понимание значения "противоположности" приходит только около 4 лет. 


Изучение противоположностей между 1,5 и 3 годами


В возрасте полутора или двух лет малыши начинают интегрировать в свой словарный запас несколько определяющих прилагательных, таких как сладкий, горячий, грязный, хороший, большой и маленький. Потом их становится больше по мере взросления.

Даже если ребенок еще не понимает понятия противоположности, сравнение предметов путем наблюдения за их характеристиками помогает ему познавать окружающий мир и описывать определенные свойства предметов, людей или мест. 

Вот несколько идей для сравнения с вашим ребенком:


Во время купания предлагайте малышу емкости разных размеров и предложите ему переливать воду из одной емкости в другую. Воспользуйтесь этой игрой, чтобы провести сравнения (например, маленькая чаша, большая чаша). Ванна также поможет малышу открыть для себя другие противоположности, такие как грязное и чистое, сухое и мокрое, горячее и холодное, полное и пустое.

Находясь в продуктовом магазине, дайте малышу продукты и спросите, например: "Мороженое холодное или горячее?"  Также сравните мягкую пищу с твердой (например, яблоко твердое, а сыр мягкий).


Изучение противоположностей между 3 и 5 годами


Чтобы помочь ребенку понять слова для противоположностей, важно часто использовать их для описания окружающих его предметов, например: "Эта собачка маленькая, а не большая". Примерно в возрасте 4 лет дети обычно начинают понимать концепцию противоположностей.

Если ребенок может ответить на вопрос "Что противоположно маленькому?", значит он понимает понятие противоположного. Ведь ответ на этот вопрос требует способности думать о значении слов, что требует определенного уровня абстрактного мышления. Ребенок должен понять, что "маленький" может обозначать разные мелкие вещи и, наоборот, "большой" можно использоваться, чтобы говорить обо всех больших вещах.

Вот несколько идей для сравнений во время повседневных дел:


Используйте одежду, чтобы познакомить ребенка с понятием противоположностей: короткие шорты, длинные шорты; маленькая варежка, большая варежка; новый свитер, старый свитер…

Используйте игрушки вашего ребенка, например, его фигурки животных, и попросите его организовать их, положив маленькие в одну корзину, а большие в другую. Вы также можете предложить  разделить объекты на две группы по другим характеристикам (например, хищники и травоядные).

Познакомьте ребенка с играми или книгами противоположностей. У издательства "Эксмо детство" есть потрясающая книга с окошками с иллюстрациями Тони Вульфа. 

Когда ваш ребенок поймет несколько основных понятий, используйте более сложные понятия, такие как сладкое и соленое или мягкое и грубое, его чувства (зрение, осязание и т. д.) будут использоваться для облегчения понимания.

Когда вашему ребенку исполнится 4 или 5 лет, предложите ему найти противоположное заданному слову, а потом пусть он задаст слово вам. 


Противоположности, которые соответствуют терминам пространственной ориентации (например, верх и низ) или времени (например, до и после), труднее понять, потому что они также опираются на понятия пространства и времени.


Подведем итоги

  1. Малышу полезно усвоить слова для противоположностей. Они помогут ему позже описать то, о чем он говорит.
  2. Частое описание характеристик объектов путем их сравнения помогает вашему ребенку узнать о противоположностях.
  3. Около 4 лет ребенок действительно понимает понятие противоположности. Это требует от него более абстрактного мышления.

Анна Гордеева

идейный вдохновитель проекта, преподаватель французского языка

KidSeed ТВ