Особенности речевого развития детей 2–3 лет

19.04.23

   Особенности речевого развития детей 2–3 лет

    Ребенок в возрасте 2-ух лет в норме* уже неплохо овладевает речью, что позволяет ему рассказывать о своих впечатлениях, объяснять, что ему хочется, начать общение с другими детьми и со взрослыми. 

    Нормальное развитие речи ребёнка в 2 года приводит к тому, что к 2,5 годам его словарь насчитывает около 1 тысячи слов. Это количество, на котором не стоит заострять внимание, потому что в наше время, дети чаще всего говорят меньше. Гораздо меньше слов. Но не стоит отчаиваться, так как у каждого ребенка своя скорость развития речи. Дети употребляет много существительных (60% всего словаря) и глаголов (в среднем 25%). Наблюдаются также и прилагательные (около 10%), местоимения, предлоги, и наречия. Всё реже и реже встречаются в речи ребёнка облегчённые слова (би-би вместо слова машина). Активно развивается словотворчество, малыш сам придумывает слова. 


    Органы артикуляции ребенка в этом возрасте сильно укрепляются, мышцы языка, губ, нижней челюсти работают более слаженно. Однако многие звуки речи все еще не достигают нормы, как бы малыш не старался. 

    Чаще всего страдает произношение шипящих звуков, которые заменяются свистящими, как более лёгкими по артикуляции (Маша – мася, кошка – коська). Твёрдые звуки могут заменяться мягкими (ЛАК – ляк, дай – дяй), при стечении согласных одна из них не произносится, выпадает, особенно если это такие звуки, как ш, ж, щ, ц, ч, л, р (столик – толик, шкаф - каф).

    Различия между звукопроизношением детей одного и того же возраста к этому периоду могут быть очень значительным. Одни дети к 3 годам осваивают все звуки родного языка, даже сложный для артикуляции звук р, а другие имеют нечёткую речь с отсутствием большей части звуков или не имеют речи совсем. 

Признаки задержки развития речи

    При полном отсутствии речи или ограниченном количестве имеющихся слов в данном возрасте, родителям стоит срочно обратиться к таким специалистам, как невролог, психолог, логопед или дефектолог.

Какими же симптомами обладает задержка речевого развития ребенка в 3 года?

  • ребёнок не может воплотить свою мысль в речевое сообщение, он затрудняется при ответе на вопросы взрослого;
  • активный и пассивный словарь накапливаются очень медленными темпами;
  • дети плохо строят короткую фразу
  • отсутствуют распространённые предложения;
  • в произносимых словах часто встречаются перестановки слогов и звуков, замещение одного звука другим;
  • ребёнка заметно напряжение или подёргивание мышц лица;
  • затрудняется ответить на простой вопрос по её содержанию, пытаться пересказать;
  • у малыша возникает сложность при собирании матрёшек, кубиков, разрезных картинок, состоящих из четырёх частей.
 

Самостоятельная диагностика задержки речи


    Конечно, проведение диагностических мероприятий лучше делегировать специалистам. Но для начала нужно внимательно понаблюдать за ребёнком когда он играет, в обычных ситуациях, при общении со сверстниками и взрослыми. Обращается внимание на словарный запас малыша, на умение строить фразу, на количество слов в предложениях. 

    Для проверки звукопроизношения детям предлагают назвать предметы, изображённые на картинках, а не повторить слова за взрослым. Иначе он даст необъективную картину, так как ребёнок, подражая старшим, произносит звуки лучше, чем обычно. Проверяется наличие таких звуков:
  • свистящие – с, з, ц;
  • шипящие – ш, ж, ч ,щ;
  • звонкие – в, б, г, д;
  • сонорные – л, р.

Как избежать задержки развития речи


    Если ребёнок в два года говорит мало и невнятно, нужно показать его специалисту: логопеду, психоневрологу, дефектологу. Возможно, у него темповая задержка речи или общее недоразвитие речи. Для коррекции этих нарушений проводятся регулярные занятия, совместно с логопедом вырабатывается стратегия речевого поведения родителей малыша.

    Чтобы развитие речи у детей 2 лет соответствовало возрастным нормам, нужно постоянно стимулировать её развитие. 

Основные задачи, стоящие перед родителями в этот период:
·     Показывать пример чёткой и ясной речи, произнося слова и звуки, сохранять ровный спокойный темп, не заимствовать у ребёнка неправильно произносимые им слова.
  • Помогать малышу с накоплением активного и пассивного словаря.
  • Учить ребёнка строить фразы, задавать вопросы.
  • Совершенствовать звукопроизношение детей третьего года жизни, заучивать небольшие стихотворения, чистоговорки.

С уважением, ваша Маша. 

Мария Григорьева

учитель-логопед

KidSeed ТВ