Использование и развитие эмоционального интеллекта на уроках французского

26.01.23


В современном стремительно меняющемся мире задачей учителя по-прежнему является не только передача знаний, но и развитие личности, способности ученика к самосовершенствованию и самореализации. И, конечно же, главной компетенцией для раскрытия потенциала личности становится эмоциональный интеллект.
Вот некоторые определения эмоционального интеллекта :

ЭИ = EI (emotional intelligence) – сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желание других людей и свои собственные…
Эмоция – от латинского emovio – потрясаю, волную… Эмоциональное состояние сопровождается энергетической мобилизацией всего организма. Оно обостряет органы чувств, повышает внимание и восприятие. Усиление внимания и концентрации приводят к усвоению и переработке большего объема материала.    
ЭИ – это совокупность способностей для понимания своих и чужих эмоций и управление ими.
Способность к пониманию эмоций означает, что человек может распознать эмоцию, может ее идентифицировать, а также понять причины, вызвавшую данную эмоцию. Это также обозначает, что человек способен понимать комплексы эмоций, связи между эмоциями, переходы от одной эмоции к другой, причины эмоций, вербальную информацию об эмоциях.
Способность же к управлению эмоциями означает, что человек способен контролировать интенсивность эмоций, прежде всего, приглушать слишком сильные эмоции; может также контролировать их внешнее выражение. Он может при необходимости вызывать ту или иную эмоцию. Это в равной степени определяет способность к контролю над эмоциями, снижение интенсивности отрицательных эмоций, осознание своих эмоций, в том числе неприятных, а также способность решения эмоционально нагруженных проблем без подавления связанных с ними отрицательных эмоций.



💡Основные задачи нашего исследования  таковы: 
  •  как объединить учебный процесс для учеников с различными уровнями знаний и способностями, одновременно занимаясь  on-line и off-line, учитывая , что каждый ученик находится в разных эмоциональных состояниях (усталость, страх, стресс, озабоченность, сложностями прямого общения и т.д.).
  • как научить  детей управлять своими эмоциями и эмоциями одноклассников.

Для решения этих задач мы на уроке создаем общий позитивный эмоциональный настрой. Создание общего позитивного эмоционального настроя позволяет  снять напряжение, зажимы и страхи и сконцентрировать внимание на изучении предмета, лучше и качественнее усвоить материал. А это, в свою очередь, способствует познанию себя – осознанию своих эмоций, уверенности в себе, развитию самоуважения, самоактуализации, независимости. Формируются навыки межличностного общения – эмпатия, межличностные взаимоотношения, социальная ответственность. Способность к адаптации – решение проблем, связь с реальностью, гибкость. Управление стрессовыми ситуациями – устойчивость к стрессу, контроль за импульсивностью.
Преобладающее настроение учеников на уроке – радость, оптимизм.

ЭИ влияет на то, как дети регулируют свое поведение на уроке, сколько усилий они вкладывают в ту или иную стратегию обучения, как они справляются со сложностями в обучении, насколько устойчивы к стрессам.

Для чего нужна идентификация эмоций? Во-первых, для повышения эффективности мышления и деятельности, а также для направления внимания на важные события ( например, использовать хорошее настроение для порождение творческих идей, а колебания настроения, как средство анализа разных точек зрения на проблему). Усиление внимания и концентрации приводят к усвоению и переработке большего объема материала. 
Таким образом, можно сделать заключение, что эмоциональный интеллект – это интеллектуальное управление эмоциями.   


                                                             
☝️Теперь Вы можете представить себе, какую важность несут в себе первые уроки, первые встречи, первые впечатления от урока! Первые слова, произношение, методика – «Bonjour!» звучит поднятием тона на последнем слоге - все эти маленькие détailles несут в себе огромный эмоциональный смысл. Дети повторяют слова с эмоциональным смыслом, поэтому слова так легко запоминаются как эмоциональной, так и интеллектуальной памятью.
Последующие фразы «Comment ça va?» «Merci, ça va! ça va bien» передают эмоции, желание общения. В эмоциональной игре «Знакомство» дети снова и снова передают свои первые положительные эмоции на уроке.

Обучение построения фразы происходит в сочетании визуализацией слов и действий одновременно. К примеру, показывая новый предмет, учитель  просит не только повторить его звучание, но и обыграть его действием и, соответственно, облечь действие во фразу.
Процесс обучения происходит путем вовлечения учеников в эмоциональную игру (групповую или индивидуальную), и одной из главных задач   здесь, конечно, является вовлечение каждого ученика в данную игру. Дети обожают играть! Они и не подозревают, что игра на самом деле - это колоссальный труд, мозговой штурм! Игра - это способ сфокусировать энергию, наполниться оптимизмом. Дети испытывают глубокую вовлеченность, и именно это приводит их к способности генерировать положительные эмоции и ощущения. Все неврологические и физиологические системы, отвечающие за счастье - система внимания, система мотивации ,центр эмоций и памяти - полностью активируются в процессе игры. Конечно, способности учеников различны, поэтому необходимо выстраивать индивидуальный подход, и при сохранении позитивной эмоциональной игры каждому ученику даются максимально возможные задания, которые может освоить ученик.

Начало урока сопровождается общим позитивным эмоциональным настроем путем хоровой работы: повторением стихов, песенок, рифмовок.
Поскольку усвоение материала происходит эмоциональной памятью,   насколько оживляются дети, когда на уроке используется  мяч, скакалка… каждую минуту вызываю к доске, обыгрывая новое слово и предложение. Именно благодаря эмоциям, с которыми дети запоминали эти слова, фразы, первые стихи, а, позже, стихи французских поэтов, так легко и быстро, без зубрежки усваивался материал! Игры придумывались на ходу, часто дети давали идеи… Даже читать начали, играя в хлопки… Вы не представляете, какой радостью светились детские лица! Радостью учиться! К концу первого года обучения ребята не только распевали песни, читали стихи, проговаривали диалоги, но и с ходу, после двух-трех прочтений, легко пересказывали тексты!!! (рисуя в воздухе, имитируя жестами и мимикой то, что они говорят)! Помню, вызываю одного ученика к доске (не буду называть имени)))…он, немного заикаясь, пересказав (не уча дома!) текст, так задумчиво покачал головой и сказал (лет 9) «Удивительно! На родном языке пересказать ничего не могу, а тут вдруг разговорился!» 



Жизнь не стоит на месте, обучение тоже! Мы теперь с легкостью сдаем международный экзамен DELF, и если каких-то 5 лет назад на открытом уроке сверкающая на экране Презентация,  казалась украшением, новаторством, последним слово, то сегодня урок без презентации трудно даже представить.

И тем не менее… Время течет, меняется жизнь, меняются формы… И если еще год назад мы добавляли в уроки некоторые компьютерные игры (quizlet, kahoot), то сейчас вся страна (и не только наша!) перешла в on-line систему.   Конечно, здесь много плюсов! Если говорить в целом, теперь возможна коллаборация учеников различных регионов и даже стран! Можно получать образование, не выходя из дома, получить диплом любой страны! Возвращаясь к школе, уроки стали абсолютно прозрачны, в них может принять участие любой заинтересованный, а система совместного использования платформы дает возможность открывать любую скаченную книжку, презентацию, игры…за считанные секунды! Что же показывает практика 10 месяцев работы, то могу с уверенностью сказать, что данная форма урока требует колоссальной концентрации, поэтому в старших классах вести уроки значительно легче. Во-первых, ребята хорошо знают учителя, они могут легко работать даже без визуализации, им легче ориентироваться в on-line материале, они быстро справляются с техническими погрешностями! Хотя, конечно, БОЛЬШИНСТВО мечтает вновь сидеть за партой в классе в нашем французском кабинете! Теперь о минусах… Конечно, живой звук (а он является основным в постановке произношения и интонации французского слова, фразы) заменить невозможно! Кроме того, в ходе урока возникает масса технических погрешностей, которые очень негативно влияют на мой (и детский также) эмоциональный настрой. Приходится повторяться, темп урока снижается, пока решается проблема одного, остальные находятся в ожидании… И, хотя ждешь секунды, ощущение радостного коллективного процесса все равно смешиваются с негативными эмоциями. Здесь на помощь может прийти только юмор, то есть способность найти источник энергии там, где он отсутствует, для того, чтобы создать то эмоциональное поле, при котором ученики будут себя чувствовать лучше…  Дети с огромным терпением относятся к возникающим проблемам на уроке, всегда готовы объяснить и повторить однокласснику слово, фразу и т.д. Значит, эмпатия в действии! Ученики развивают свой эмоциональный интеллект и антихрупкость.
Очень важным  критерием отлично проведенного урока являются для нас улыбки или коллективный смех, когда дети с шумом покидают класс, дружно, смеясь над каким-нибудь эпизодом урока. И хотя эмоциональная конституция у каждого своя, способность получать знания коллективно, с элементами юмора и эмпатии трудно переоценить.( видите, как быстро можно перейти от минусов к плюсам )!

И еще! Мы чаще прибегаем на уроках к положительной энергии детей (улыбка, юмор, работа в группах, учебные игры и тд. Мы также учим детей использовать позитивный эмоциональный настрой при борьбе с трудностями. Например, не впадать в угрюмое состояние при подготовке к контрольной, экзамена, зачета, понять, что это путь развития и с радостью победить препятствие.

В нашей сегодняшней ситуации приходится проводить оn-line урок и урок в классе одновременно. Для лучшего усвоения материала необходимо вовлекать учеников в совместное творчество. Безусловно, со старшими учениками такая форма работы вполне выполнима, поскольку ученики имеют опыт различных форм работы, у них более развит эмоциональный интеллект. Кроме прочего, учебный материал (сейчас можно скачать неограниченное количество интересного материала в I-net) дает исключительные возможности для обучения.
Все-таки эмоциональные игры более необходимы для младшего звена, поэтому мы по-прежнему играем! Мы вовлекаем в движение с помощью мимики, жестов, танцев, разминки детей, сидящих и за партой, и за компьютером. Дети осознанно и радостно занимаются познанием нового и своим развитием.


         
     Итак, какие же основные выводы можно сделать из вышеизложенных фактов?

  • Во-первых, использование эмоционального интеллекта способствует лучшему усвоению материала.
  • Во-вторых, в процессе обучения для улучшения качества необходимо также применять эмоционально-интеллектуальные методики взаимодействия ученик(и)-учитель, ученик-ученик.
  • В-третьих, использование и разработка учебных материалов должны соответствоватьвозрастным  психо-эмоциональным интересам учеников.          
  • В-четвертых, использование эмоционального взаимодействия приводит к развитию эмоционального интеллекта у ученика, а такжеспособности направлять свою эмоциональную энергию для познания и творчества.      
  • И, наконец, в-пятых, игра - это двигатель урока, его неотъемлемая часть и вершина мастерства.
 

Елена Гордеева

преподаватель французского языка

KidSeed ТВ