Идеи, как сделать обучение немецкому языку простым и эффективным

09.07.24


Deutsche Sprache - schwere Sprache?


За время своей педагогической практики я неоднократно видела в действии стереотип о том, что немецкий – самый сложный европейский язык. Уже при первом знакомстве с немецким текстом многие пугаются из-за длинных слов из 20 букв (а то и больше), удивляются, что "девочка", оказывается, среднего рода, а глагол порой почему-то стоит на самом последнем месте в предложении. Многое в этом прекрасном языке Гёте и Шиллера не укладывается в нашем сознании сразу. Я часто задавала себе вопрос, как же разрушить этот стереотип среди тех, кто только начинает изучать немецкий. Как учитель может сделать процесс изучения языка максимально простым, увлекательным и эффективным для своих учеников? В данной статье я хотела бы поделиться несколькими методическими приёмами, которые реально помогают достичь этой цели.

Давайте на минуту абстрагируемся от “взрослого” образа мышления и попытаемся ненадолго представить себя, например, на месте пятиклассника, который только начинает изучать немецкий язык. 

1.     Что в первую очередь испугает вас, когда вы решите из интереса пролистать только что полученный  новый учебник? Конечно же, ужасающе длинные слова из пятнадцати, а то и больше букв. Убедите своих учеников, что это вовсе не проблема, а забавная особенность языка. Приведите им пример самого длинного немецкого слова, предложите создать проект на эту тему, устройте конкурс правописания или скоростного произношения таких словечек. Рассмотрите эту проблему в юмористическом ключе, и вы сами увидите, как изменится настрой  ваших учеников. 

2.     Успешный процесс обучения означает, что ученик не просто получает новые знания, но может с пользой их применять. Используйте аутентичные материалы, которые имеют отношение к реальной жизни. Пусть дети подпевают песням, которые прямо сейчас играют по радио в Германии, читают комиксы и журналы, смотрят фильмы на немецком языке, инсценируют диалоги, которые им  придётся вести, если они поедут в Германию.  Они должны понимать, зачем изучают язык. 

3.     Давайте адекватную нагрузку. Ученики не хотят чувствовать себя глупыми, если не могут ответить на трудный вопрос. Конечно же, вовсе не нужно упрощать материал до примитивного уровня. Но не стоит заставлять учащихся краснеть, если они чего-то не знают или ошибаются. В такой ситуации на помощь снова придут чувство юмора и позитивная атмосфера на уроке.

4.     Если ученикам трудно запоминать новые слова, предложите им использовать забавные ассоциации или карточки с иллюстрациями. В книге американского методиста и автора электронных курсов Джули Дирксен “Искусство обучать” приводится следующий пример. Скажем, вы только что узнали, что по-немецки слово “усы” будет “Schnurrbart”. Чтобы запомнить новое слово, можно прибегнуть к мнемоническому приёму. Представьте, что вы едете в Берлин на поезде под названием “Bart”, и напротив вас сидит немец с большими усами. Такой приём довольно эффективен. 

5.     Люди привыкают к однообразным внешним раздражителям, поэтому учебный процесс не должен превращаться в монотонное заучивание информации. Чтобы этого избежать, попробуйте преподнести материал в виде небольшой истории. Даже обычную грамматику можно преподнести таким образом, что её запомнят наверняка. Например, историю о том, как наглый Partizip zwei постоянно пытался пробраться в середину предложения и вытеснить маленький безобидный глагол “haben”, хотя его место в самом конце. Информацию, представленную в виде историй, бывает легче усвоить. 

Эти нехитрые приёмы позволяют сделать процесс обучения увлекательным для учеников, а хорошая мотивация – это уже половина дела на пути к достижению цели. Попробуйте  использовать их, и ребята пройдут на ваших уроках такой путь:


… в результате которого вы получите довольных и благодарных учеников. 
Удачи!

Марина Смуди

преподаватель немецкого языка


Комментарии

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Войти

KidSeed ТВ